Как
подготовить ребенка к тому, что в садике
он будет оставаться без мамы? Как правило, в полтора, а чаще в два года
дети начинают обретать некоторую
независимость от мамы. Трудно назвать
точный возраст ребенка, в котором следует
«отрывать» его от мамы: одни малыши
более общительны и уверены в себе, другие
— менее. И все-таки третий год жизни —
это период, когда ребенку уже не очень
полезно проводить время только с
родителями. Начинать лучше издалека.
Попробуйте сходить с ребенком в гости
— конечно, не на шумную вечеринку! Не
требуйте от него, чтобы он немедленно
поразил всех своей общительностью и
прекрасными манерами. Предупредите
родственников и друзей, чтобы они не
форсировали события, не стремились с
порога «подружиться» с малышом. Всякий
раз, когда ребенок встречается с
незнакомым или малознакомым взрослым,
давайте ему возможность присмотреться
к этому человеку. Пусть малыш сидит у
вас на коленях или даже прячется за вашу
спину. Возможно, убедившись в том, что
незнакомый человек не представляет
опасности (ведь вы-то его не боитесь!),
через некоторое время он сам подойдет
к нему, чтобы познакомиться. Не исключено,
что для этого понадобится не одна, а
несколько встреч. Важно, чтобы ребенок
имел возможность самостоятельно
устанавливать дистанцию и темпы ее
сокращения. Постепенно малыш будет
узнавать, что на свете есть и другие
хорошие взрослые люди, кроме мамы с
папой и бабушки с дедушкой. Такое
последовательное, спокойное приучение
малыша к посторонним взрослым имеет
огромное значение для благополучной
адаптации его и в детском саду, и в школе,
и в обществе в целом!
После того как вы убедитесь, что в вашем
присутствии ребенок спокойно общается
с другими взрослыми, можно попробовать
оставлять его с кем-то из знакомых уже
без вас. На роль временной «няни» лучше
всего подойдет даже не бабушка, с которой
малыш и так, наверное, проводит немало
времени, а какая-нибудь ваша подруга.
Для начала достаточно оставить ребенка
на час-другой, постепенно время можно
увеличивать. Главное, всегда говорите
малышу, когда вы вернетесь — каким-то
загадочным образом даже совсем маленькие
дети очень хорошо чувствуют время, - и,
конечно, сдерживайте свое обещание.
Таким образом, малыш будет понимать,
что ваше временное отсутствие — совсем
не катастрофа и что вы всегда возвращаетесь
к нему.
Ребенок
спокойно общается со взрослыми, но очень
застенчив в обществе других детей. Как
научить его не бояться?
Между прочим, это
совершенно естественная картина: сначала
малыш привыкает спокойно, без тревог и
страхов, общаться со взрослыми и лишь
потом осваивает науку общения с детьми.
Так что, если ребенок, не достигший
трехлетнего возраста, просто не обращает
внимания на сверстников, предпочитая
играть с вами, это еще не говорит о его
застенчивости: человечки такого же
роста, как он сам, ему пока попросту не
интересны. Если же он реагирует на других
детей не равнодушием, а именно страхом
— нужно разобраться, почему так
происходит. Может быть, его действительно
кто-то напугал? Постарайтесь выяснить
это у самого малыша или у тех взрослых,
с которыми он остается, когда вас нет
рядом. Не вызвана ли тревожность ребенка
вашим стилем общения с ним? Понятно, что
когда к малышу относятся слишком строго,
подавляют его активность, не разрешают
ему ни бегать, ни шуметь, то его могут
напугать дети, которые ведут себя более
раскованно. Если дома ребенка часто
ругают, критикуют, упрекают и ограничивают,
он становится чрезвычайно неуверенным
в себе и потому пугливым. Так что прежде
всего поищите причину его робости в
своих собственных установках.
Причина негативной реакции ребенка
на шумные компании сверстников может
крыться и в особенностях его нервной
деятельности. Если ваш малыш родился
на свет интровертом, то он действительно
будет малообщительным, будет быстро
уставать от шума, беготни, большого
количества людей вокруг. Интроверсия
и экстраверсия — врожденные установки,
которые, как и темперамент, нельзя
изменить. Но это не означает, что
ребенок-интроверт совершенно не способен
к общению. Просто этого общения не должно
быть слишком много. Гуляя с ребенком на
детской площадке, ни в коем случае не
настаивайте на том, чтобы он немедленно
влился в бодрый детский коллектив. Пусть
играет один в сторонке, но время от
времени вы можете обращать его внимание
на то, чем заняты другие дети. Можно
предложить ему вместе подойти к общей
песочнице и просто посмотреть, во что
там играют. Еще лучше — собрать вокруг
себя двух-трех карапузов и затеять с
ними какую-нибудь игру, только не слишком
шумную. Не заставляйте непременно
участвовать в ней и своего малыша,
дождитесь, пока он сам к вам присоединится.
Как
научить ребенка не отбирать у других
детей игрушки, делиться и не давать себя
в обиду?
Когда карапуз
выхватывает у другого лопатку из рук,
он не совершает никакого преступления:
в столь нежном возрасте он еще не имеет
и не может иметь никакого представления
о том, что такое «мое» и что такое «чужое».
Но каждому ясно,
что если таким же образом поведет себя
двухлетний ребенок в детском саду, его
никто за это не похвалит. Вопросы
собственности и «распределения благ»
в садике вообще очень часто обостряются.
С одной стороны, игрушки там общие (что
поначалу очень нелегко понять детям),
с другой стороны, малыши очень любят
приносить в группу любимые игрушки из
дому, из-за чего обычно разыгрываются
целые баталии...
Итак, начнем обучать
малыша проведению и соблюдению границ.
Как только кроха выбирается из коляски
и приступает к играм в песочнице, в его
жизни появляются понятия «своего» и
«чужого».
Не тревожьтесь,
не страдайте от чувства стыда за
«агрессивное» поведение малыша: его
стремление ухватить чужую яркую машинку
не имеет ничего общего с агрессией.
Помните: ведь он еще учится! Главное
спасение для маленького ребенка, которого
еще довольно долго чужие игрушки будут
привлекать больше, чем свои, - умение
выражать свои желания в социально
приемлемой форме. Проще говоря, научите
малыша меняться игрушками! Заметив, что
ваше дитя нацелилось на имущество соседа
по песочнице, перехватите его и скажите:
«Давай попросим. А что мы дадим мальчику?».
Как правило, малыши охотно меняются
игрушками. Но если «сделка» не состоялась,
не затягивайте «переговоры», в конце
концов, вы не можете долго надоедать
другому ребенку, если он ясно выразил
свое нежелание меняться игрушками.
Отвлеките своего малыша, предложив ему
какую-нибудь новую игру.
И пожалуйста,
забудьте слово «жадный»! Никогда не
употребляйте его в отношении своего, а
тем более чужого ребенка. В полтора и
даже в два года ребенок не умеет делиться
с другими. Если он без протестов отдает
другим детям свои игрушки, то так
происходит не потому, что он очень
щедрый, а потому, что ему все равно — он
может одинаково спокойно отдать свое
и отнять чужое. А вот если он свое не
отдает, вы можете тихонько поздравить
себя: у малыша формируется чувство
собственности! Раз он начал проводить
границу вокруг «своего», значит, вскоре
на карте его мира появится и «чужое»,
ребенок начнет осознавать разницу между
этими понятиями и постепенно приучится
с уважением относиться к собственности
других детей.
Как
научить ребенка убирать свои игрушки?
Этот навык, по
большому счету, не из первостепенных,
но все-таки желательно, чтобы он уже был
в «багаже» малыша, который отправляется
в детский сад. Конечно, в садике всему
этому учат, и привычку к аккуратности
дети усваивают как раз именно там.
Воспитательницу принято слушать, да и
пресловутое «влияние коллектива» делает
свое дело. Но если в домашней жизни
малышу ни разу даже не намекали на то,
что вещи можно и нужно держать в порядке,
требование воспитателя убирать за собой
может вызвать у ребенка протест.
В детском саду,
скорее всего, не будет и компромиссов.
Детей много, игрушек мало (и потому их
нужно хоть немного беречь), у воспитателей
— свои представления о том, что правильно,
а что нет. К тому же они просто живые
люди, и работать в условиях хаоса,
учиненного пятнадцатью «творцами»,
обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре
года — это тот возраст, когда ребенку
уже и в самом деле пора переходить к
«упорядочиванию»; в противном случае
он вырастет не столько художественно
одаренной личностью, сколько банальным
неряхой.
Так что вопрос об
уборке, так или иначе, возникает. И если
вы не хотите дожидаться того времени,
когда вашего крошку «отдрессируют» в
садике, начинайте... играть. Да, именно
играть, а не шпынять, приказывать,
требовать или уговаривать. Играть можно
в погрузчики, краны, снегоуборочные
машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор
ягод (грибов, цветов и т. д.), подбирая с
малышом рассыпанную по полу мелочевку.
Можно соревноваться — кто быстрее
уберет свою часть игрушек. Можно придумать
еще сотню способов превратить уборку
в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда
вели себя последовательно. Нельзя
приучать малыша к уборке время от
времени: «Вчера убирал, сегодня, так и
быть, я сама, а завтра вообще оставим
все, как есть». Если уж вы решили
вырабатывать полезную привычку, не
отказывайтесь от своего намерения.
Ребенок, конечно,
будет играть, но постепенно привыкнет
к правилу: перед сном (или перед обедом,
перед прогулкой) игрушки отправляются
на полки, в ящики и прочие свои «домики».
Урегулирование
режима. Что нужно знать.
Начиная подготовку
малыша к походу в детский сад, вы должны
ориентироваться на распорядок дня
детского сада. И если до сих пор режим
вашего ребенка существенно отличался
от указанного (например, он ложился
спать очень поздно и спал до
десяти-одиннадцати часов утра), вам,
конечно, нужно привести режим в
соответствие с «нормативами».
Это обязательно
надо сделать до того, как ребенок пойдет
в детский сад. Урегулирование режима —
не из тех дел, которые можно пускать на
самотек, рассчитывая, что все наладится
само собой. Нередко трудности в адаптации
к садику бывают вызваны именно тем, что
ребенку никак не удается привыкнуть к
новому распорядку дня.
Вообще, маленькие
дети очень любят, чтобы все было «по
расписанию», одинаково изо дня в день.
Любые перемены в привычном течении
жизни — даже значительно менее глобальные,
чем поход в детский сад! - могут вызвать
бурю протеста со стороны маленького
консерватора. И этот консерватизм — не
отклонение, а, напротив, очень ценное
качество. Оно говорит о том, что у малыша
уже формируется устойчивое представление
о собственном «я», внутренняя психическая
целостность.
Так что перемены
нужно вводить в жизнь ребенка постепенно
и «малыми дозами». Каждый день понемногу
сдвигайте все дела таким образом, чтобы
в конце концов приблизиться к режиму
детского сада. Например, вставайте
каждый день чуть раньше, пораньше
завтракайте и выходите на прогулку.
Соответственно и вечером укладывайте
малыша в кровать не так поздно, как
прежде, учитывая, что утром ему предстоит
ранний подъем.
А
что же делать, если ребенок днем не спит?
Если
привычки спать днем у него до сих пор
не было, можно поначалу просто укладывать
его в кровать и читать ему книжку. Пусть
не спит, но хотя бы полежит. Понемножку
приучайте его тихо лежать одного, без
постоянного вашего присутствия рядом.
Будьте готовы к тому, что такое обучение
займет немало времени. Не надо сразу
загонять малыша в какие-то жесткие
рамки, требовать от него беспрекословного
следования новым правилам — это
невозможно. Попробуйте предложить ему
какие-то тихие занятия: можно дать
ребенку в постель любимую мягкую игрушку
или несколько книжек, которые он любит
рассматривать. Самое важное сейчас —
чтобы малыш постепенно усвоил сам факт,
что после обеда наступает тихий час и
что в это время нужно оставаться в
кровати и вести себя очень тихо.
|